Лучшая иллюстрация значению света и электричества в жизни человека – «минутный» эксперимент: предложить учащимся на одну минутку зажечь свечу и представить себе «жизнь во тьме».
Далее учитель беседует с учащимся об их представлении жизни во тьме и значении электричества в познании человеком окружающего мира.
Вступительное слово учителя: Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Это экологическая проблема, но наш разговор сегодня будет не об этом. Эффективное использование энергии. Сегодня это тема нашего разговора.
В нашей стране есть Федеральный закон «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии. О том, как уменьшить расход тепловой и электроэнергии думают не только в нашей стране, но и во всех развитых странах мира. В некоторых странах снижают налоги или выплачивают денежные дотации предприятиям, где следят за эффективным использованием энергии. Что же такое энергосбережение? Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливных и энергетических ресурсов.
Видео об энергосбережении («Свет в нашей жизни»).
Учитель: Какие комментарии к просмотренному видеоролику у вас появились? (ответы учащихся)
Учитель: Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Как вы думаете, почему? (Учащиеся отвечают).
Учитель: Верно, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.
Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Вспомним закон сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.
Итак, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.
Возникает вопрос, почему же мы, вроде бы все знающие, не экономим электрическую энергию? Может быть, мы плохо представляем реальные результаты даже элементарной экономии электроэнергии? Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.
- Мы записываем наше энергопотребление
- Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.
- Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.
- Холодильник стоит в прохладной комнате.
- Мы храним продукты в холодильнике в закрытой посуде.
- Мы начали использовать энергосберегающие лампочки
- Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)
- Мы проветриваем быстро и эффективно.
- Мы заклеиваем окна на зиму.
- Мы на ночь или уходя из дома выключаем электроприборы из ждущего режима
- Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.
- Мы часто размораживаем холодильник.
- Мы используем раковину для мытья посуды.
- Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.
- Мы снижаем температуру в помещении ночью.
Сложите все ответы «ДА». Если у вас получилось от 1 до 5 ответов, то вам еще многому надо научиться, так что начинайте прямо сейчас.
Если у вас получилось от 6 до 10 ответов, то у вас много хороших привычек, которые могут служить хорошей основой для дальнейшей работы над собой.
Если у вас получилось от 11 до 15 ответов, то вы являетесь хорошим примером для других.
Учитель: Каждый день все мы используем энергию различными способами. Она идет на обогрев наших домов, освещение, расходуется в машинах и на транспорте. Напишите список, на что вы потратили энергию за последние 24 часа и заполните таблицу. В правом столбике объясните, как вы можете сократить потребление энергии на следующий день.
Дополнительные вопросы: На что тратилась энергия? Как можно сократить затраты энергии?
Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытались посмотреть на энергосбережение с различных позиций: зачем и как? Очень надеюсь, что вы сделаете выводы, поделитесь своими впечатлениями с родителями и близкими и измените свое отношение к сбережению энергии.
- Что вам запомнилось на уроке больше всего?
- Будете ли вы и как применять полученные знания?
- Достигли ли мы поставленных задач урока?