23 октября на базе нашего Лицея состоялся городской семинар на тему «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».
Форму семинара можно охарактеризовать как педагогический калейдоскоп. Открывая мероприятие, на пленарной его части, Милюкова Н.Г., директор Лицея отметила, что проектная деятельность – это не только требования стандарта НОО, но и действенная форма для реализации личностно - ориентированного, а подчас и индивидуально-ориентированного образования и воспитания младшего школьника. Так же свое выступление представил кандидат биологических наук, доцент академии постипломного педагогического образования Казанцева И.В. и заместитель директора по УВР Жаркова Т.И.
Работа секций была организованна в два этапа, где педагоги Лицея показали на практике свои наработки и авторские программы.
Автор проекта: Ступникова Светлана Александровна, учитель начальных классов
Цели проекта: развитие коммуникативной культуры детей, реализация творческого потенциала первоклассников.
Тип проекта: творческий.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся первых классов
Проблема, которую решает проект: трудности вхождения в новый детский коллектив, трудности в овладении коммуникативной деятельностью.
Продукт проекта: кукольный спектакль по измененной сказке «Теремок»
Ресурсное обеспечение проекта.
- Программа внеурочной деятельности «Грани успеха» (40 часов)
- Наглядно-демонстрационный материал. Настольно-печатные, подвижные, ситуативные игры с героями и сюжетами сказок, этюды для изменения сюжета сказки «Теремок», видео материалы).
- Методический инструментарий (беседы о сказке «Теремок», разбор сюжета, перебор вариантов для создания дружного коллектива жителей теремка. подборка этюдов для выражения эмоций героев сказок). Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Речевые ситуации.
- Уголок экспериментирования (куклы-перчатки, материалы для художественного творчества.
Планируемые результаты по проекту:
- формирование умений работать в коллективе, умений принять правила исполнительской дисциплины, приобретение навыков практического владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, выразительной речью), отработка моделей поведения, приобретение эмоционального опыта прохождения полярных состояний;
- повышение интереса к чтению и работе с текстом, обогащение словаря;
- обогащение эмоционально-образной сферы;
- развитие творческих способностей.
Виды деятельности в проекте: анализ проблемы, постановка цели; знакомство с театром и профессиями, участвующими в создании спектакля, создание замысла, продумывание и обыгрывание сюжета с видоизмененным составом героев (расширение до количества детей в подгруппе) и модифицированным концом, когда Теремок не, разрушается, а все жители сумеют подружиться, распределение ролей, развитие культуры и техники речи, игры на освоение движений кукол, разыгрывание спектакля, интервью с артистами после спектакля, фотографирование с куклами, рефлексия.
Автор проекта: Данилова Светлана Адольфовна, педагог-психолог
Цели проекта: формирование благоприятного психологического климата детских коллективов, установка доверительных внутригрупповых взаимоотношений; создание благоприятных условий для развития индивидуальности ребенка в детском коллективе.
Тип проекта: коммуникативный, диагностический.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся первых классов
Проблема: недостаточная социальная готовность первоклассников к взаимодействию в детском коллективе.
Продукт проекта: команда с названием, девизом, речевкой.
Ресурсное обеспечение проекта.
1 Программа внеурочной деятельности «Грани успеха» (40 часов)
2. Наглядно-демонстрационный материал (сюжеты знакомых детям ситуаций совместного решения проблем на примерах отечественных и зарубежных мультфильмов).
3. Методический инструментарий (подборка заданий на сплочение команд, коммуникативные игры).
4. Раздаточный материал для прохождения игровых ситуаций (Станции «Тропа доверия», «Узелки», «Ритмометр», «Болото», «Скала», «Преграда», «Остров»), материалы для художественного творчества.
Планируемые результаты по проекту:
- развитие коммуникативных навыков, умений работать в коллективе; развитие личностной сферы, навыки эмпатии, поддержки в группе; конструктивного разрешения спорных ситуаций;
- сформированные у первоклассников ценностные установки на взаимосотрудничество; согласованность действий;
- освоение основ командного взаимодействия, умений договариваться и выстраивать партнерские отношения с участниками группы
- развитие творческих способностей. познавательного интереса.
Этапы проекта.
1. Организационный этап. (анализ проблемы, постановка цели; знакомство с понятием команда и правилами командного взаимодействия, создание замысла команды,)
2. Основной этап. (прохождение испытаний, продумывание и обыгрывание, анализ и коррекция поведения в командных взаимодействиях, подготовка к презентации команды)
3. Заключительный этап. (презентация своей команды, анализ результатов работы, рефлексия).
Автор проекта: Бушуева Екатерина Николаевна, учитель начальных классов
Цели проекта: развитие социокультурных навыков младших школьников, эмоционально – чувственной сферы в процессе подготовки и проведения праздников, акций.
Тип проекта: творческий.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся первых классов
Продукт проекта: добрые подарки и пожелания всем лицеистам и сотрудникам лицея.
Проблема: недостаточное развитие у младших школьников эмпатии, умений управлять настроением
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Программа внеурочной деятельности «Грани успеха» 40 часов.
2. Методический инструментарий (видео по мотивам рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», игрушки бумеранг, снежный ком. беседы о создании настроения, этюды на управление настроением, мультфильмы «Просто так», «Крошка Енот», притчи и загадки об эмоциях и настроении).
4. Материалы для художественного творчества.
6. Подборка настольно-печатных, подвижных, ситуативных игр.
Планируемые результаты по проекту:
- формирование социальных поведенческих норм у первоклассников, умений самостоятельного и совместного принятия решений, выполнения творческих задач, первый опыт эмпатии во взаимодействии с близкими и малознакомыми людьми, первые социальные пробы, развитие познавательного интереса к преобразовательной деятельности способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Виды деятельности в проекте: Анализ проблемы; постановка цели; знакомство с законами «волшебства» в процессах создания хорошего настроения. Просмотр фильма «Волшебное слово». Знакомство с волшебными словами. Наполнение «корзины» волшебными словами (волшебной силой). Создание замысла, продумывание и обыгрывание подарков и праздника «просто так». Прохождение испытаний на умения создавать позитивное настроение. Анализ первого опыта применения законов волшебства дома и в классе. Изготовление «Зачетной книжки волшебника». Планирование «Дня подарков просто так». Подготовка атрибутики праздника (воздушные шары, открытки «улыбайся!» «привет», «здравствуй», музыка, и т.д.) Акция «Идем в мир с добрыми подарками», рефлексия.
Автор проекта: Зверкова Анжелика Анатольевна, учитель начальных классов
Цель проекта: развитие социально-культурных навыков поведения в школе, привлечение внимания первоклассников к работникам разных профессий, обеспечивающих функционирование школы, содержанию их труда и потребностями в помощи.
Тип проекта: исследовательский, творческий, диагностический (позволит определить детей, испытывающих трудности дифференциации звуков).
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся первых классов
Продукт проекта: эскизы и модели роботов-помощников по заданиям работников лицея.
Проблема: недостаточность знаний учащихся с работниками, обеспечивающими функционирование лицея.
Ресурсное обеспечение проекта.
1 Программа внеурочной деятельности «Грани успеха» (40 часов).
2. Методический инструментарий (беседы о школе, профессиях работников школы, о способах опросов и анализа их мнений о поведении школьников).
3. ТИКО – конструктор, материалы для творчества.
Планируемые результаты по проекту:
Приобретение опыта социальной пробы, проведение опросов работников школы; первый опыт создания эскизов (замыслов) роботов помощников; освоение опыта работы с ТИКО конструктором, прохождение опыта конструирования от замысла к эскизу и модели робота – помощника, принятие правил поведения в школе.
Этапы проекта.
1. Организационный этап. Знакомство с видами деятельности профессионалов в школе. Коллективное обсуждение содержания их деятельности. Выбор профессии, которая нуждается в помощнике. Выбор объекта конструирования; постановка цели; знакомство с процессом создания роботов.
2. Основной этап. Первое в нашей жизни Интервью. Тема интервью: Что входит в обязанности каждого взрослого, работающего в школе? Общение с представителем выбранной профессии в школе. Знакомство с разными видами роботов (рассматривание вариантов роботов-помощников). Групповая творческая работа Эскиз «Роботы – помощники». Знакомство с конструктором ТИКО, его возможностями. Первые опыты по созданию моделей роботов. Составление «портрета» робота – помощника. Планирование образа. Коллективная работа над созданием робота – помощника. Подготовка презентации робота. Подготовка рассказа о деятельности робота.
3. Заключительный этап. (Представление результатов «заказчику». Фотографирование с моделями, рефлексия).
Автор проекта: Кобышева Зинаида Николаевна, учитель начальных классов
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей учащихся, умений применять знания, выявление интеллектуально одарённых детей,
Тип проекта: коммуникативный, творческий.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся первых классов
Продукт проекта: командная поделка (макет ракеты из подручных материалов)
Проблема: разный уровень интеллектуальной готовности к школе у первоклассников.
Ресурсное обеспечение проекта.
1 Программа внеурочной деятельности «Грани успеха» (40 часов)
2. Наглядно-демонстрационный материал (творческие задания для командного решения сложных ситуаций).
3. Методический инструментарий (подборка нестандартных заданий, сопроводительных материалов).
4. Материалы для художественного творчества, отдельные части ракеты, которые выдают команде при решении заданий на одной станции (эту ракету должны собрать учащиеся в конце квеста).
5. Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, секундомер.
Планируемые результаты по проекту: формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения, умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование стремления к самореализации; формирование навыков планирования и самоконтроля; креативности и критичности мышления.
Этапы проекта.
1. Организационный этап. (постановка цели; знакомство с интеллектуальными играми и конкурсами, создание плана прохождения квеста)
2. Основной этап. (Знакомство с правилами игры в квесте, прохождение станций «Сила ума», Станция «Смекалка», Станция «Ловкость», Станция «Наблюдательность)
3. Заключительный этап. Завершение квеста. Работа с ключами. Сбор пазла, изготовление макета. Испытание модели. Общее фото команды. Анализ работы, рефлексия.
Автор проекта: Бабкина А.В. учитель-логопед ГБОУ Лицей №40
Цель проекта: Развитие фонематических процессов у учащихся первых классов средствами творческой деятельности по озвучиванию мультфильмов.
Тип проекта: исследовательский, творческий, диагностический (позволит определить детей, испытывающих трудности дифференциации звуков).
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся первых классов
Продукт проекта: озвученный мультфильм «Школа для мышат» Продолжительность 3минуты.
Проблема: «Как снимается и озвучивается мультфильм?».
Ресурсное обеспечение проекта.
1 Программа внеурочной деятельности «Грани успеха» (40 часов)
2. Методический инструментарий (беседы о создании, истории мультфильмов, профессиях и особенностях в анимации, видах мультфильмов; подборка этюдов для развития эмоций и других средств выражения героев мультипликации; загадки о героях известных мультфильмов).
3. Уголок экспериментирования (материалы для создания звука: ноутбук, музыкальные и шумовые инструменты (трещетка, барабан, металлофон, струнный инструмент: гусли, гитара, пианино); предметы: (веник, указка, воздушный шарик, молоток, звук дверного замка и т.д.)
4. Подборка художественной литературы по сюжетам отечественных и зарубежных мультфильмов.
5. Материалы для художественного творчества.
6. Подборка настольно-печатных, подвижных, ситуативных игр с героями и сюжетами мультфильмов.
7. Компьютер, экран, проектор, подборка мультфильмов и видео материалов по теме.
Планируемые результаты по проекту:
- расширение кругозора детей, знаний о съемочном процессе и истории создания мультфильмов, профессиях в мультипликации, обогащение словаря;
- развитие фонематического слуха, коммуникативных навыков, умений работать в коллективе; развитие творческих способностей. познавательного интереса,
Виды деятельности в проекте: постановка цели; знакомство с процессом создания мультфильмов, авторами, режиссерами и актерами, участвующими в создании известных мультфильмов; профессиях в мультипликации, знакомство с основами музыкального и речевого озвучивания, создание замысла, продумывание и обыгрывание сюжета, подбор материалов для имитации звуков, распределение ролей, озвучивание, премьера мультфильма, просмотр результатов работы, рефлексия.
Автор проекта: Навроцкая Юлия Валерьевна, учитель начальных классов
Цель проекта:
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский, творческий.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: учащиеся третьего класса.
Продукты проекта: макет «Дорога жизни», результаты социологического опроса лицеистов.
Проблема: «Как сохраняется память о подвиге нашего народа в войне?».
Ресурсное обеспечение проекта.
1 Программа воспитательной работы
2. Наглядно-демонстрационный материал (экспонаты школьного музея, фотодокументы и иллюстрации на тему блокады Ленинграда).
3. Методический инструментарий (беседы о жизни города в годы ВОВ, истории создания музейной экспозиции, исторических реконструкциях, профессиях музейных работников).
4. Подборка художественной литературы и видео материалов на темы ВОВ и блокады Ленинграда.
5. Материалы для художественного творчества.
Планируемые результаты по проекту:
- развитие познавательных процессов, расширение кругозора детей, углубление знаний об истории страны и родного города, музейном деле и процессе создания исторических макетов, обогащение словаря;
- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания на практике;
- развитие коммуникативных навыков, умений работать в коллективе, проектной культуры, освоение метода проектов.
Этапы проекта.
1. Организационный этап: выбор темы; анализ деятельности школьного музея, создание замысла исследования, постановка цели; выдвижение гипотезы исследования; знакомство с процессом социологических исследований, знакомство с музейными экспонатами и их историей.
2. Основной этап: проведение исследования, анализ результатов, создание замысла композиции для музея блокады, поиск ресурсов, создание макета и подготовка презентации макета.
3. Заключительный этап. (презентация макета, анализ результатов работы, рефлексия).
Проект: «Мы – будущие пятиклассники!»
Авторы проекта: Сухова Марина Владимировна, учитель начальных классов; Кроликова Юлия Васильевна, учитель начальных классов; Федорченко Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5-го класса.
Цель проекта: повышение уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в средней школе, обеспечение комфортной адаптации младших школьников при переходе в основную школу.
Тип проекта: социально-коммуникативный, практико - ориентированный.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)
Участники проекта: учащиеся четвертых классов
Продукт проекта: Портфолио выпускника начальной школы.
Проблема, которую решает проект: болезненное переживание обучающимися перехода от начальной к основной ступени образования.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Программа работы классных руководителей
2. Наглядно-демонстрационный материал, материалы для создания видеороликов и презентаций.
3. Методический инструментарий (беседы о школе; подборка этюдов для развития эмоций и других средств выражения героев мультипликации; загадки о героях известных мультфильмов).
Планируемые результаты по проекту:
- развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основной школе.
- развитие фонематического слуха, коммуникативных навыков, умений работать в коллективе;
- развитие творческих способностей. познавательного интереса, развитие рефлексивных умений учащихся (умений смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствование навыков самоконтроля и самооценки.
Этапы проекта.
1. Организационный этап. (выбор темы; постановка цели; знакомство с образовательным процессом в основной школе, социологическое исследование «Как переживают переход в основную школу сегодняшние пятиклассники», проведение брифинга с пятиклассниками, встречи с классными руководителями будущих пятых классов, учителями - предметниками)
2. Основной этап. (знакомство с кабинетами, подготовка к предметным неделям, создание презентаций кабинетов для родителей в Дне открытых дверей. создание замысла, продумывание и обыгрывание сюжета, создание страниц Портфолио, посвященных завершению начальной школы)
3. Заключительный этап. (демонстрация творческих представлений предметов основной школы, рефлексия, презентация личных Портфолио на выпускном вечере).
Автор проекта: Немаков Кирилл Викторович, педагог организатор
Цели и задачи проекта: создание условий для осуществления детьми общественно значимой деятельности, с целью освоения ими законов успешности во взрослом обществе; развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности, формирование ценностей самоопределения и самоанализа собственных инициатив, создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества, тиражирование лучших проектов, поддержка лидеров и лидерских команд.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: учащиеся 1 – 6 классов
Продукт проекта: Методическая разработка «Аукцион проектов», описание инициативных проектов от лицеистов.
Проблема: Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности, недостаточность инициативных проектов.
Ресурсное обеспечение проекта.
1.Программа воспитательной работы
2.Материалы для творчества.
3. Методический инструментарий (беседы о современных проектах, их социальной роли, современных активных формах продвижения предпринимательских проектов, стартапов).
Планируемые результаты по проекту:
- рост мотивации участников, развитие их коммуникативных навыков, творческого потенциала, критического мышления,
- повышение интереса лицеистов к самообразованию и саморазвитию,
- развитие аналитических способностей к осмыслению событий и явлений, подготовка к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучение содержательному и эффективному взаимодействию.
- опыт социальной пробы, апробация вывода идей и технологий в мир.
Этапы проекта.
1. Организационный этап. (информирование лицеистов о начале очередного цикла реализации инициативных проектов, изучение интересов ученического сообщества, выдвижение идей решения конкретных социальных проблем, выбор группами обучающихся тем собственных проектов)
2. Основной этап. (обучение проектированию, проблематизации, постановке цели; продвижению инициатив, создание замысла, продумывание деятельности в команде, распределение ролей, формирование идеи, подготовка к представлению идей собственных проектов)
3. Заключительный этап. (представление собственных идей в формате аукциона, голосование, создание рейтингов, выбор наиболее поддерживаемой в реальном обществе идеи, запуск проектов - победителей).
Автор проекта: Веселова Юлия Игоревна, зам. директора по воспитательной работе
Цель проекта: способствовать внедрению практик наставничества и проектной работы организация совместной работы учащихся начальной школы и старшеклассников. Дать детям представление о мостах, их назначении, строений; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстраций; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их; способствовать развитию образного мышления, воображения. инициативы.
Тип проекта: творческий, инженерно-конструкторский.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: учащиеся четвертых классов
Продукт проекта: Исследовательская работа учащихся четвертых классов «Сколько стоит мост построить», макеты мостов. технические проекты сооружения мостов из подручных материалов.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Наглядно-демонстрационный материал (иллюстрации с видами наиболее известных мостов).
2. Методический инструментарий (беседы о создании, истории создания мостов, профессиях и особенностях современных технологий мостостроения; подборка заданий для конструирования).
3. Уголок экспериментирования (материалы для художественного творчества).
Планируемые результаты по проекту:
- расширение кругозора детей, знаний о строительстве мостов, инженерных профессиях, обогащение словаря, формирование исследовательских и экспериментальных умений и навыков;
- развитие творческих способностей. познавательного интереса.
- развитие у лицеистов творческих способностей, конструкторского инженерного мышления.
Этапы проекта.
1. Организационный этап. (знакомство с историей развития технологий мостостроения, выбор темы; постановка цели; знакомство с инженерными профессиями, процессом создания мостов, как конструкций)
2. Основной этап. (создание замысла моста, продумывание и обыгрывание его использования, подбор материалов для строительства макета моста, имитации звуков, распределение ролей, озвучивание)
3. Заключительный этап. (премьера, испытание мостов, просмотр результатов работы, рефлексия).
Автор проекта: Фомина Елена Анатольевна, педагог-организатор
Цели проекта: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах, вовлечение обучающихся в активную работу по пропаганде Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.
Тип проекта: практи-ориентированный, творческий.
Вид: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: учащиеся четвертых классов и члены школьного объединения ЮИДД
Продукт проекта: видеоролики социальной рекламы на темы безопасности дорожного движения.
Проблема:
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Программа воспитательной работы
2. Наглядно-демонстрационный материал в рекреации лицея (дорожная разметка, знаки дорожного движения, сюжеты видеоматериалов по правилам дорожного движения).
3. Методический инструментарий (использование ситуационного подхода к изучению правил дорожного движения, беседы о законах социальной рекламы, создании видеороликов, профессиях и особенностях в анимации, подборка этюдов для демонстрации правил поведения на улицах города).
4. Материалы для постановки сюжетов, создания видеороликов: ноутбук, программное обеспечение, видеокамера.
4. Подборка игрушек для постановки видеосюжетов.
5. Материалы для художественного творчества.
Планируемые результаты по проекту:
- активное взаимодействие педагогов и лицеистов всех возрастов для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков по профилактики ДДТТ;
-создание банка методических рекомендаций и роликов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- расширение кругозора детей, знаний о съемочном процессе и истории создания социальной рекламы, обогащение словаря;
- развитие коммуникативных навыков, умений работать в коллективе.
Виды деятельности в проекте: выбор темы; постановка цели, знакомство с процессом создания видеороликов, авторами, режиссерами и актерами, участвующими в их создании, создание замысла, продумывание и обыгрывание сюжета, подбор материалов для роликов, премьера видеороликов, просмотр результатов работы, рефлексия).